Суббота, 23.11.2024, 10:28
Главная Cornerstone Audio Ripping
| RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Спектроанализаторы [6]
и программы проверяющие аудио материал на принадлежность к стандарту CDDA
Поиск
Похожие проекты
Главная » Статьи » Спектроанализаторы » Спектроанализаторы

2. TAU Analyzer version 1.2
1. Описание по работе с программой

TAU Analyzer имеет инсталлятор и её установка не вызывает никаких проблем. Программа с англоязычным но интуитивно понятным интерфейсом не требующая для своей работы никакой настройки, со всеми меню и кнопками которой разберёмся с помощью скриншота главного окна программы.


                  
- считать данные с CD  

- выдвинуть/задвинуть лоток CD/DVD-ROM 

- проверка CD  

- остановить проверку CD 

- выбор дисковода, номер трека проходящего проверку/номер трека при просмотре результатов проверки

- выбор скорости работы программы, режимов точности, от выбора которых зависит качество проверки Программа имеет восемь режимов точности (от единицы – максимальная точность проверки, до восьми – поверхностная проверка на подлинность), чем больше цифра тем выше скорость, (рекомендуемая цифра 1)
На том в какой последовательности и зачем нажимать эти кнопки, я думаю, останавливаться небудем, а перейдём к рассмотрению меню программы на примере уже проверенного ею диска.

Tracks



File Name - AudioTrack XX где ХХ- номер трека, программа сообщает нам что в дисководе который выбран для проверки находиться Audio Disc.
Start Time - время начала звучания каждого из треков находящихся на диске по отношению ко времени звучания всего диска.
Play Time - продолжительность звучания отдельно взятого трека.
Size - размер на диске занимаемый отдельно взятым треком в мегабайтах.
Uptime - время потраченное на проверку отдельно взятым треком.
Errors - количество ошибок при чтении отдельно взятого трека.
Status - констатация результата проверки отдельно взятого трека может принимать значения:
CDDA - трек соответствует спецификации стандарта CDDA, MPEG - трек не соответствует спецификации стандарта CDDA - и понимать это значение надо именно так и не как иначе, потому-что, алгоритм применённый в программе для определения качества фонограммы записанной на CD основан на определении отсутствия полосы частот выше какого-либо уровня на протяжении всего времени звучания трека, что в свою очередь является характерным признаком работы программ сжатия музыкального материала в форматы с потерями, одним из которых и является MP3, и в то-же время пережатие не является гарантированным, так как срез частот мог быть обусловлен даже объективными признаками, такими как несовершенство звукозаписывающей аппаратуры, bootleg на CD, или кривой мастэринг, что в свою очередь не предусмотрено стандартом CD-DA (отсутствие какого-либо диапазона частот ниже 22050 Гц), UNKN - программа затрудняется в определении - происходит тогда, когда в треке присутствуют явные срезы частот до определённого уровня но это явление происходит не на всём протяжении звучания трека а только на отдельных его участках. Очень часто встречается на всякого рода диджейских миксах где за основу фонограммы изначально взят пережатый материал с добавлением эффектов записанных поверх него с нормальным диапазоном частот.
CD conclusion - суммарные значения времени, мегабайт, ошибок и заключение программы после проверки о находящемся аудио материале на всём диске которое не подлежит рассмотрению ввиду полной неясности алгоритма суммарного подсчёта для вынесения общего вердикта по всем трекам. (подробнее рассмотрено в главе "Тест программ")

CD Info



Данное меню даёт нам возможность увидеть характеристики привода на котором проходило тестирование (название, модель, версию прошивки, "всеядность" записи и чтения, максимальную скорость записи и чтения, размер буфера) и информацию о проходившем тест Audio Disc-е (тип записанной информации, общий размер находящейся на диске информации, общее время звучания диска, являются ли закрытыми сессии и диск в целом, не является ли диск перезаписываемым, и есть-ли у диска ограничения на использование).

ISRC Info



ISRC - International Standard Recording Code (Международный Стандарт Кодов Регистрации) для аудио и видео продукции, был принят для того что-бы уникально идентифицировать каждый трек и видеоматериал организацией IFPI - International Federation of the Phonographic Industry (Международная организация по стандартизации)
Track - AudioTrack XX где ХХ- номер трека, как мы видим, не все треки с этого диска имеют регистрационный код, и такое тоже бывает.
Country - страна в которой зарегистрирована данная композиция
Publisher - название компании которая зарегистрировала данную композицию.
Year - год регистрации
Media Catalog Number - присвоенный при регистрации номер.

Spectrum



Окно программы которое наглядно показывает нам 2-х канальную (каждый канал в своей части окна) спектрограмму отдельно взятого трека с тестируемого диска, переход от трека к треку для просмотра спектрограмм осуществляется передвижением ползунка, находящегося в верхней части окна, курсором "мыши" при нажатии на её левую кнопку. При переходе с одного трека диска на другой происходит изменение его номера в соответствующей области экрана (см. описание назначения кнопок и областей главного окна программы). На спектрограмме по шкале абсцисс располагается время звучания композиции в минутах, а по шкале ординат диапазон частот в килогерцах. Красные линии в спектрограмме у звука который соответствует стандарту CDDA должны доходить до самого верха окна канала и уходить выше 22 кГЦ. Если же, линии спектра не полностью заполняют пространство - это означает что диапазон частот выше данной отметки отсутствует на тестируемой фонограмме.  Бледные, редкие красные линии, возвышающиеся над основной массой спектра не рассматриваются.

Frequency



Окно программы, представляющее из себя пространство разделённое на квадраты, которые получаются при пересечении линий оси абсцисс (частота в килогерцах) и линий оси ординат (сигнал в децибелах), т.е. на графике мы видим амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) тестируемого сигнала на которой оба канала расположены на одном поле и выделены разными цветами. Данное представление даёт нам возможность более чётко увидеть точку среза диапазона частот или её отсутствие.

Help, About

В данных меню мы можем прочитать о предназначении программы, ознакомиться с интерфейсом программы, увидеть формулу алгоритма проверки, узнать о создателях программы - в общем почти то-же самое что и здесь только на английском языке.

Вывод

Программа имеет свои плюсы и минусы как и любой другой софт. В данном пункте перечислим только функциональные возможности программы или отсутствие таковых не касаясь качества её работы, которое рассмотрим в главе "Тест программы" . Несомненно к плюсам программы можно отнести: 1. - интуитивно понятный интерфейс не отягощённый никакими настройками и ненужными опциями; 2. - визуальное представление информации для собственного анализа, без навязывания вердикта о проверке как единственно правильного, осуществлённое в удобной форме; 3. - определение типа находящейся в приводе болванки CD-ROM/R/RW; 4. - показывает и расшифровывает ISRC код; 5. - бесплатность программы. Минусов у программы тоже достаточно: 1. - невозможность сохранения результатов проверки собственными средствами; 2. - работа только с аудио материалом находящемся на CD. Минусы носят критический характер для возможности использования программы применительно к аудио материалу находящемуся в виде рипа.

2. Тест программы

Чем и как тестировалось

Для тестов програмы мною были специально созданы два диска (на одном 14 первых треков из ниже приведённого списка, а на другом все 18, в первом случае диск получился с преобладанием треков CDDA, а в другом с преобладанием "восстановленных" треков), в которых использованы 5 композиций: 1. Styx - Can't Find My Way Home с альбома "Big Bang Theory" 2005 B0004414-02 New Door Records, 2. Styx - Light Up с альбома "Equinox" 1975 в двух ремастэрингах (1987 - 75021 3217 2 СВ 3217 A&M Records и 2009 - UICY-93919 Universal Music Japan), 3. Deep Purple - Stormbringer с альбома "Stormbringer" 1974 в двух ремастэрингах (1989 - CDP 7 91084 2 EMI Records и 2009 - 50999 2 64645 2 7 EMI Records), 4. ABBA - As Good As New с альбома "Voulez-Vous" 1979 в двух ремастэрингах (1984 - POLCD 292 821 320-2 POLAR Music и 2005 - 0602498723173 POLAR Music), 5. Трубный Зов - Увертюра с альбома 1982 "Рок Опера Трубный Зов" ремастэринг 2002 - CD 007 SPL Sploshnoff Music Group. Потрековая раскладка для этих композиций, с разными видами сжатия и естественно UpConvert-а для таких треков, выглядит так:

01-Styx-Can't Find My Way Home (CDDA 2005)
02-Styx-Can't Find My Way Home (2005 CBR-320)
03-Styx-Can't Find My Way Home (2005 CBR-256)
04-Styx-Light Up (CDDA 1975-RM-1987)
05-Styx-Light Up (CDDA 1975-RM-2009)
06-Deep Purple- Stormbringer (CDDA 1974-RM-1989)
07-Deep Purple- Stormbringer (CDDA 1974-RM-2009)
08-Deep Purple- Stormbringer (1974-RM-2009 CBR-320)
09-Deep Purple- Stormbringer (1974-RM-2009 CBR-256)
10-ABBA-As Good As New (CDDA 1979-RM-1984)
11-ABBA-As Good As New (CDDA 1979-RM-2005)
12-ABBA-As Good As New (1979-RM-2005 CBR-320)
13-ABBA-As Good As New (1979-RM-2005 CBR-256)
14-Трубный Зов-Увертюра (CDDA 1982-RM-2002)
15-Трубный Зов-Увертюра (1982-RM-2002 CBR-320)
16-Трубный Зов-Увертюра (1982-RM-2002 CBR-256)
17-Styx-Light Up (1975-RM-2009 CBR-320)
18-Styx-Light Up (1975-RM-2009 CBR-256)

Styx-Can't Find My Way Home - фонограмма характеризующая то как сейчас записывается музыка на современной аппаратуре, т.е. фонограмма изначально писавшаяся на "цифру" на аппаратуре середины первого десятилетия XXI века, и в конечном итоге рассмотреть, как программа сжатия с потерями повлияет на спектрограмму изначально "чисто" записанного звука а не искусственно натянутого диапазона частот при последующем мастэринге, группой которая очень скрпулёзно подходит к качеству записи.

Styx-Light Up - представленная на диске в двух ремастерах что-бы увидеть отличия в мастэренге одного и того-же материала в разные годы

Deep Purple- Stormbringer - композиция группы которая в середине 70-х записывала свои альбомы "как придётся" да и по стилистике отличающаяся от первых двух, так-же представлена в двух ремастерах что-бы сравнить мастеринг одного и того-же материала в разные годы.

ABBA-As Good As New - совершенно другой стиль, преобладание в звучании совершенно других инструментов и т.д. представлена то-же в двух ремастерингах что-бы сравнить мастэринг одного и того-же материала в разные годы

Трубный Зов-Увертюра - тут вообще вопиющий случай изначально некачественной фонограммы для ремастэринга, чего стоит только одна фраза из буклета подарочного издания: - "К сожалению оригинальная запись композиции "Братья и сёстры" в пригодном для реставрации качестве не сохранилась", и что из этого материала можно в итоге сделать при правильном подходе к мастэрингу. Уверен что импортные фонограммы исполнителей 50-х 60-х годов изначально лучшего качества чем эта. Всё зависит от того кто и как делал ремастэринг, и все разговоры по-типу: "Я купил по всем параметрам фирменный диск исполнителя 60-х выпущенный в этом веке, а программы проверки мне выдают на половине треков CDDA а на другой половине MPEG - вывод - программы ошибаются" - да нет не ошибаются, а это такой мастэринг в половине треков которого так и остались не восстановленными высокие частоты (не сохранившиеся в фонограмме в следствии несовершенства звукозаписывающей аппаратуры тех лет) срез которых безошибочно определяют программы тестирования и в конечном итоге аудио материал не удовлетворяющий изначально стандарту CDDA не должен был попасть на CD. Всё это говорит только о качестве подготовки CD к изданию отдельно взятого диска отдельно взятой звукозаписывающей компанией. Правда, после этого возникает закономерный вопрос:-"А, нужен ли такой CD вообще с записью фонограммы в таком качестве в XXI веке?

Компрессия в MP3 и декомпрессия обратно в WAV формат производилась кодеком LAME 3.98 через оболочку RazorLame 1.1.5.1342. Так как, наша задача не выявление наиболее целесообразного битрейта при кодировании в MP3 формат для последующего хранения в нём музыки, а проверка возможностей программы по выявлению аудио материала побывавшего в этом формате,  были выбраны два самых высоких битрейта кодирования (320kbit/s и 256kbit/s) с максимальными по качеству остальными установками ( -b XXX -m s -h --resample 44.1 -q 0) где XXX - битрейт, и "упор" был сделан на разные по стилистике и качеству исходного аудио материала композиции.

Тест программы

Теперь перейдём к основному отчёту программы:



Как видно, из приведённого выше скриншота, программа  не допустила ни одной ошибки и точно разобралась в тестируемом материале. TAU Analyzer  очень котегорично вынес вердикт по всему содержащемуся аудио материалу на диске выдав - CD conclusion = CDDA, из за несовершенства подсчёта суммарного результата проверки, а не по каким либо другим причинам. Что-бы убедиться в выше сказанном, протестируем второй диск и увидим:



что TAU Analyzer даже в случае преобладания "восстановленных" треков над треками CDDA по кол-ву на диске выдаёт результат CD conclusion = CDDA - значит на эту опцию впоследствии не стоит обращать никакого внимания, пускай себе пишет. В по-трековой проверке всё опять определенно правильно - придраться не к чему.
Посмотрим, а можно ли "на глаз" сделать самому такие-же выводы, как сделала программа, видя спектрограммы и АЧХ.  Для начала, что-бы понять чем на графиках отличаются спектрограммы и АЧХ оригинального файла и файла с потерями качества рассмотрим все имеющиеся в нашем распоряжении "образцы". Для рассмотрения спектрограмм будем выбирать один и тот же отрезок времени в композиции и только один канал, так как разница между каналами ничтожна, а для рассмотрения графиков АЧХ только тот участок который нам наиболее интересен (который нам показывает точную точку среза частотного диапазона).











Не вооружённым глазом виден характерный срез частот у фонограмм к которым было применено сжатие с потерями. Явный срез везде приходится на отметку 19,8 kHz (более чётко видно на АЧХ и однозначно отметка находиться чуть ниже 20 kHz) на скорости передачи в 320kbit/s. На более меньших битрейтах срез виден ещё раньше. Внимательно приглядевшись и сравнив все представленные спектрограммы можно сделать вывод о том, что иногда очень полезно сжать сигнал с потерями и посмотреть после этого спектрограмму. Внимательно посмотрим на спектр сжатый с 320 kbit/s на всех представленных треках. Оказывается, что на всех треках, кроме Styx-Can't Find My Way Home (2005 CBR-320) изначально записанного в идеальном качестве, отчётливо (но для каждого трека по-своему, более или менее явно) видна линия на уровне 16 kHz на протяжении всего временного отрезка звучания трека, говорящая о нахождении самого насыщенного спектра высоких частот на исходной фонограмме до ремастэринга. Чем сильнее видна линия тем хуже исходный аудио материал, так как видимость линии возникает из-за появления чёрных полей рядом с ней, которые в свою очередь свидетельствуют о незначительной интенсивности сигнала в этой области которая и была подрезана кодеком ввиду своей малой значимости (по мнению кодека, конечно). С помощью такой нехитрой операции всегда можно определить более качественную фонограмму среди нескольких одного и того-же аудио материала если напрямую ни по спектру ни по АХЧ на глаз, ни по звучанию на слух с твёрдой уверенностью сказать нельзя. Всё это здорово, но как быть если красные линии спектра не доходят до максимальной отметки и не закрывают всё поле спектрограммы, постоянно встречается на ремастерах сделанных на заре распространения CD, как на приведённом ниже скриншоте.



Отчётливо на спектрограммах треков удовлетворяющих стандарту CDDA наблюдается размытость вертикальных линий спектра по отношению к спектру "восстановленного" аудио материала, но этот визуальный эффект может наблюдаться и на спектрограмме "восстановленного" аудио материала, пример этому участвующий в тесте программ трек 15-Трубный Зов-Увертюра (1982-RM-2002 CBR-320). На АХЧ можно увидеть, но тоже минимальные различия, в крутизне падения кривой графика (у CDDA аудио материала более пологая кривая), начало спада у этих-же треков всегда находится выше 20 kHz, но и из этого правила есть исключения, а именно фонограмма 10-ABBA-As Good As New (CDDA 1979-RM-1984) у которой очень пологая линия спада но спад начинается, где-то аж, на 19,5 kHz. Поэтому!

Вывод

Пользуйтесь данным программным обеспечением - оно без ошибочно определит фонограммы у которых явно наблюдается срез частот верхнего диапазона спектра вне зависимости от того подвергалась или не подвергалась тестируемая фонограмма UpConvert-у. Какая разница если фонограмма некачественная изначально, в конечном счёте стандарты существуют для того что-бы им следовали а не придумывали отговорки насчёт "не качественности алгоритмов определения качества". Лично я ещё ни где не встречал упоминания о том что на CD можно записывать фонограммы с явным срезом частот верхнего диапазона даже если это неслышимые шумы находящиеся в пределах от 18 - 22 kHz. Только ленивый не ругает рассмотренное в этой статье программное обеспечение за результаты тестов, считая очевидно что на слух он может определить срез частот лучше чем они, я и сам лично не в восторге от данной программы, но у меня претензии только к её функционалу. В конечном счёте, эта софтина существует с года, эдак 2005-го, а алгоритм заложенный в auCDtect который она использует появился ещё раньше, но никто ничего больше почему-то не предлагает на рынке такого специализированного, но очень нужного софта даже за "очень дополнительные деньги". Почему-то вдруг перестало работать незыблемое правило "Спрос рождает предложение". Очевидно от бессмысленности затеи повторять уже созданное, потому, что для начала надо выбрать критерий качества отличный от осуществлённого в алгоритме этой программы, а это не так просто!
Категория: Спектроанализаторы | Добавил: Cornerstone (24.10.2010)
Просмотров: 7562
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


| Copyright Cornerstone © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |